«Смерть» Steam Machines: как Valve не смогла убить консоли

Дeнь смexa Valve нaчaлa вeсeлo: снeслa 1 aпрeля рaздeл Steam Machines из сoбствeннoгo oнлaйн-мaгaзинa. Сeйчaс при пeрexoдe пo ссылкe oткрывaeтся oкнo пoискa, a тaм — лишь пaрa экзeмплярoв «мaшин», пристaвкa Steam Link, гeймпaд Steam Controller дa VR-гaрнитурa HTC Vive. Пoxoжe, сaмoe aмбициoзнoe нaчинaниe Гeйбa Ньюэллa пoслeдниx лeт рeшили тиxoнькo пoxoрoнить зa плинтусoм. Впoлнe oжидaeмo, вeдь идeя изнaчaльнo былa oбрeчeнa нa прoвaл. И причин тaк утвeрждaть — уймa.

Нa стaрт!

Разговоры о том, что Valve планирует выйти на «железный» рынок, начались ещё в 2011 году — тогда «отец всея гейминга» Гейб Ньюэлл обмолвился, что рассматривает такую возможность. Под маской спокойствия и невозмутимости скрывалась не то обеспокоенность, не то личная обида на Microsoft: редмондский гигант на CES представил Windows 8 и анонсировал собственный магазин приложений и игр. Вызов Гейбу никто не бросал, но он расценил подобный шаг как враждебный — и всё заверте… Посыпались заявления в духе «Windows своё отжила, главное — платформа для запуска. С драйверами проблем больше нет, сейчас мы займёмся Linux, гейминг там расцветёт пышным цветом и настанет долгожданный “вендекапец”». Как показала практика — не настал.

Основатель Valve Гейб Ньюэлл (справа) демонстрирует Steam Machines

Первый блочный компьютер Valve продемонстрировала спустя два года — на CES 2013. Тогда же стало известно о намерении компании составить конкуренцию PS4 и Xbox One. В рукаве Valve находился туз, который должен был перебить козыри Microsoft и Sony: компактный компьютер с уникальными контроллером, совместившим «удобство геймпада» с «точностью мыши». Работало бы всё это чудо под специальной версией Linux с фирменной оболочкой Steam Big Picture, да ещё и с доступом к огромной библиотеке хитов самого популярного сервиса цифровой дистрибуции.

Амбициозный проект назвали Steam Machines (хотя сам Гейб упорно именовал его Steam Box), и он моментально привлёк внимание общественности. Ещё бы, за реализацию идеи Ньюэлла взялись Alienware, Gigabyte, Zotac и другие маститые бренды — концепции были разные, от простеньких до безумных. Но все объединяла компактная сборка и геймерская идеология.

Индустрия и пресса были в восторге от инициативы и прочили ей большое будущее. Впрочем, у некоторых всё же были сомнения. Не без скепсиса к идее отнёсся «светило» геймдева Джон Кармак, один из создателей DOOM и Quake, а ныне техдиректор Oculus, — он не верил в «паромашины» изначально. Фил Спенсер, вице-президент Microsoft, тоже посчитал, что создание ОС и поддержка линейки «железа» не по зубам Valve. Как в воду глядели.

 

Внимание!

Проблемы преследовали Steam Machines с самого запуска. Да что там! Они начались даже раньше — когда Valve перенесла релиз первых «паровых машин» на более поздний срок. А всё потому, что хвалёную SteamOS ещё не довели до ума. Задержка старта продаж, разумеется, не обрадовала производителей оборудования, собиравшихся вот-вот представить уже готовые модели. Целые партии компьютеров, сборка которых влетела компаниям в копеечку, простаивали; многие поставщики отказались ждать у моря погоды и выпустили свои решения на базе Windows и без поддержки представленного в 2013 году Steam Controller.

Потом Valve анонсировала стриминговую консоль Steam Link — по сути, своеобразную альтернативу своим же Steam Machines (устройство транслировало запущенные на PC игры прямиком на телевизор). Так компания Ньюэлла окончательно рассорилась с партнёрами. От Valve начали отворачиваться вчерашние союзники. Их нетрудно понять: сперва Гейб договорился с производителями о создании мощных и дорогостоящих компактных ПК, которые должны были уделать приставки, а затем выкатил аппарат, сводящий на нет ценность миникомпьютера. Да ещё и дешёвый, чем не могли похвастаться «стим-машины». Ход не самый порядочный и не особенно умный, чего уж там. Проект Valve трещал по швам.

 

До свидания!

Настал «час X» — ноябрь 2015 года. Запуск Steam Machines. Грандиозный успех и бурные овации? Не тут-то было. Продавались «паровые машины» из рук вон плохо — за первые полгода реализовали менее полумиллиона устройств. Для сравнения, за дебютные шесть месяцев продаж PlayStation 4 разлетелась тиражом в 8,1 млн экземпляров, а Xbox One — 4,5 млн. Что пошло не так? Да всё.

SteamOS оказалась забагованным донельзя бардаком, который до кучи ещё и поддерживал только 250 игр из огромной библиотеки. ОС на базе Linux, которая, предположительно, задумывалась как персональная месть Гейба компании Microsoft, не взлетела. Драйверы в ней были похуже, чем в Windows, а OpenGL и Vulkan оказались «не пришей кобыле хвост». Да и портов блокбастеров под Linux, вопреки заверениям, не прибавилось.

Контроллер — несуразное нечто, пользоваться которым до жути неудобно. Его тонкую настройку можно смело назвать отдельной «игрой». Усугубляло ситуацию то, что производители не стремились добавлять поддержку хитрого манипулятора. Некоторым любителям сделать всё «под себя» геймпад пришёлся по душе, но массовый потребитель новшество не понял. Не обрадовался он и ценам на Steam Machines. В то время как актуальные приставки успели изрядно подешеветь, за «Гейб-боксы» просили от $500 до $6 000 (!) — у геймеров, понятное дело, от таких цифр глаза из орбит повылезали.

Всё это (кроме Steam Controller, иногда плохая идея — просто плохая идея) можно если не простить, то хотя бы понять. Отсутствие у Valve опыта в сфере создания операционных систем вылилось в корявую и недоработанную SteamOS — первый блин всегда комом. Заоблачные же цены вызваны особенностями производства: все «паровые машины» выпускались мелкими сериями, а потому закупать комплектующие к ним дешёвыми оптовыми партиями, как обычно делают производители консолей, не представлялось возможным. Итог: возросшая себестоимость и, соответственно, «конский» ценник. Сказалась, как это ни прискорбно, и ставшая притчей во языцех лень Valve — компания будто бы и не пыталась спасти тонущий корабль под названием Steam Machines. 

И это не преувеличение. Опубликовав в 2016-м отчёт о продажах за первое полугодие, Valve перестала говорить о Steam Machines. Отмахнулась от идеи и решила двигаться дальше. Схожим образом поступили и её партнёры — они давненько не показывали новых сборок домашних систем под эгидой Valve. Прошло всего два года, а один из самых громких проектов последних лет уже никто не обсуждает. Удаление вкладки Steam Machines из главного сервиса цифровой дистрибуции тоже никого не удивляет. Многие уверены, что это конец. Valve, впрочем, уверяет, будто избавилась от вкладки по причине её непопулярности среди пользователей (так называемая «уборка»), а от «паровых машин» отказываться не собирается. Но что же тогда стало с изрядно поскудневшим ассортиментом? Будущее Steam Machines всё ещё под большим вопросом. Вероятнее всего, Гейбу просто не хочется извиняться за несостоятельность проекта. Впрочем, ничего нового.

 

Автор текста: Владимир Бычек

Источник: 4pda.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.